Омск: свадьба по-древнерусски
На Руси свадьба была чем-то вроде приговора, который невозможно было отменить. Далеко не каждая пара могла похвастаться счастливым браком, ведь в то время люди понятия не имели о любви, как мы ее понимаем сегодня. О любви речи в принципе не могло быть, поскольку молодожены, во-первых, были слишком молоды, а во-вторых, знакомились друг с другом прямо перед венцом.
Не всем мужчинам везло повести под венец красавицу. Некоторым приходилось по воле судьбы жениться далеко не на прекрасных принцессах и выяснить, кем будет твоя жена, было невозможно, потому что даже родители жениха, решающие, когда сыну жениться, зачастую не знали как она выглядит. Да и согласия жениха особо никто не спрашивал, т.к. в Древней Руси обычно выбирали не девушку, а семью, с коей нужно породниться. В избранную семью отправляли сватов, а родители невесты принимали предложение или отклоняли его. На невесту лишь один раз могла взглянуть (и то не во всех случаях) только мать жениха, но только если ответ на предложение был положительным.
Девушка сидела или за занавеской, которую открывали всего на мгновение или ее лицо было закрыто покрывалом. Бывали случаи, когда родные девицы обманывали своих будущих родственников и матери жениха показывали не свою дочь, а одну и наиболее привлекательных служанок.
Как провести свадьбу по-древнерусски в Омске?
Если Вы хотите провести свою свадьбу по-древнерусски в Омске или любом другом городе, то Вам следует знать что свадьбы в те времена проходила следующим образом. Молодых называли князем и княгиней, а гостей дворянами и боярами. Самый важным гостем был тысяцкий, который приглашался со стороны жениха. Этот человек был полным распорядителем свадьбы. Если у молодых не было родных, то в день свадьбы им выбирали посаженых мать и отца, а также старших и младших дружек и двух свах. Свадьбу сопровождали каравайники, несущие в своих руках специально выпеченные к торжеству хлеба, а также свечники, фонарщики и такие важные люди, как конюшие или ясельничие. Конюший должен был постоянно охранять брачующихся от сглаза, колдунов и злых чар, поскольку в то время считали и очень верили, что в день свадьбы молодые очень сильно поддаются наговорам и приворотам.
Брачное ложе тоже готовили очень пристрастно. Первую брачную ночь молодые обязательно проводили в сарае с сеном, который, кстати, почти никогда не отапливался. На полах сарая выстилали ковры, а стены его обивали тканями. В каждый угол втыкалась одна стрела, а на нее вешали калачи и соболиный мех, символизирующие благосостояние и достаток. Чаши с медом ставили на лавки, а под окнами и над дверьми (изнутри и снаружи) обязательно прибивались кресты, мешающие проникнуть в дом молодых нечистой силе. Перед людьми несущими в комнату постель шли люди с большим крестом и иконами Спаса и Богородицы.
Брачное ложе располагалось на сорока снопах. На них сначала стелили ковер, а поверх него клали перины. Количество перин говорило и том, насколько высоким будет достаток в семье. Постельное белье было обязательно шелковым. Также присутствовало две подушки и два одеяла (одно из куньего или собольего меха, а другое - обычное). Принимать в дом новобрачных изобилие должны были бочки с рожью, пшеницей, ячменем и овсом, выставленные возле постели.
Пир в честь свадьбы начинался еще до венчания, обычно проводимого вечером. Во время всего пира молодожены не могли пить вино и кушать, так как все угощения готовились только для гостей. Несмотря на то, что молодые сидели рядом друг с другом на одной подушке, лицо девушки было закрыто достаточно плотной тканью (вуалью). Лишь во время венчания в церкви, в которую новобрачные ехали без родителей, но вместе со свахами и дружками и в разных экипажах, священник разрешал снять с лица девушки вуаль и поцеловать ее. В церкви молодые пили из одной чаши, после чего жених бросал чашу оземь. Кстати, считалось, что кто из новобрачных первым наступит на чашу, разбив ее, то и будет главой семьи.
Пир уже шел горой, когда жених и невеста приезжали после венчания в дом жениха. По приезду их осыпали монетами, пшеницей и хмелем. Далее с головы невесты снимали венок (символизирующий девичество на Руси) и фату, и венчали ее головным убором уже замужней женщины. Перед тем, как отправить новобрачных в опочивальню, отец девушки вручал новоявленному мужу плетку, которую он брал, выражая надежду на то, что ему никогда не придется ею воспользоваться.
В спальне девушка разувала своего мужа, показывая, таким образом, свое подчинение и преданность супругу. Было принято считать, что если девушка первым снимала сапог, в котором пряталась золотая монета, то семейная жизнь для нее будет счастливой, а если нет, то жених брал принесенную ему в дар отцом суженой плетку и ударял девушку, показывая тем самым, что верховодить в семье будет только он.
Уже в 19-м веке такие свадьбы по-древнерусски проводились все реже и реже, поскольку стало меняться отношение людей к браку!
Добавить комментарий